Компакт-диски Super Audio (SACD) всегда занимали особое место в мире аудио. Некоторые слушатели утверждают, что они звучат более плавно и естественно, чем обычные компакт-диски. Другие считают их дорогостоящим пережитком в истории цифровой музыки.
Отчасти путаница возникла из-за того, как были представлены диски SACD. Они выглядели знакомо, но работали совершенно по-другому, и как обычные слушатели, так и опытные аудиофилы задавались вопросом, реальна ли разница или это просто маркетинговый ход.
Прежде чем судить о том, оправдывают ли SACD ожидания, стоит разобраться, как они работают и что происходит за кулисами, когда вы нажимаете кнопку воспроизведения.
Как SACD создают свой звук
Чтобы понять, почему некоторые люди считают, что SACD-диски звучат лучше, чем CD-диски, нужно разобраться в том, как они работают. Всё сводится к тому, как они преобразуют музыку в цифровые данные.
- Компакт-диски используют PCM
- SACDs используют DSD
- Почему это звучит по – другому
Компакт-диски используют PCM
В компакт-дисках используется технология под названием импульсно-кодовая модуляция (ИКМ). Это означает, что музыка сэмплируется 44 100 раз в секунду, и каждый из этих сэмплов записывается с точностью до 16 бит.
Это похоже на очень быстрые снимки музыкальной волны. Благодаря этому динамический диапазон компакт-дисков составляет около 96 децибел, а частотный диапазон — чуть более 22 кГц, что соответствует верхней границе человеческого слуха.
SACDs используют DSD
SACD используют совершенно другой подход с помощью системы под названием Direct Stream Digital, или DSD. Вместо 16-битных сэмплов, как на компакт-дисках, DSD записывает сигнал с невероятно высокой скоростью (2,8224 миллиона раз в секунду).
Однако вместо того, чтобы сохранять точные значения, каждый отсчёт представляет собой всего 1 бит. Он фиксирует только то, увеличивается или уменьшается сигнал по сравнению с предыдущим.
Другими словами, компакт-диски фокусируются на том, чтобы запечатлеть насколько громким является звук в каждый момент времени. SACD фокусируются на том, чтобы показать, как меняется звук. Это не так точно в отношении каждого сэмпла, но это компенсируется чистотой воспроизведения, которое меняется в тысячи раз быстрее, чем на компакт-диске.

Этот быстрый 1-битный подход имеет свою хитрость: формирование шума.
Поскольку DSD не передаёт много деталей в каждом сэмпле, цифровой шум выходит за пределы слышимого диапазона и попадает на ультразвуковую территорию (выше 20 кГц). Благодаря этому музыкальный сигнал звучит чисто, даже если выше того, что мы слышим, происходит много дополнительной активности.
Согласно характеристикам Sony, это соответствует динамическому диапазону более 120 децибел, что значительно превышает возможности стандартного компакт-диска.
Почему это звучит по – другому
Одна из причин, по которой некоторые слушатели предпочитают SACD, заключается в том, что для DSD не нужны крутые цифровые фильтры, которые использовались в первых проигрывателях компакт-дисков. Эти фильтры были разработаны для блокировки нежелательных частот, но иногда они вызывали побочные эффекты, такие как фазовые сдвиги или резкие переходы в звуке.
Тем не менее стоит отметить, что современные системы PCM больше не имеют таких проблем. В современных проигрывателях компакт-дисков и ЦАП используются более качественные фильтры, которые почти не влияют на звук.
Тем не менее многие слушатели отмечают, что SACD звучат более плавно, менее резко или просто более естественно, особенно в таких моментах, как звучание тарелок и реверберация.
Например, Аарон Хартли с YouTube-канала Forever Analog протестировал несколько дисков SACD после того, как наконец-то приобрёл проигрыватель, который корректно воспроизводил этот формат. Он сравнил слои SACD и CD на гибридных дисках и заметил разницу в звучании.
«При прослушивании песни Under the Milky Way группы The Church в начале композиции слышен бэк-вокал во время куплета. И он был более заметен на слое SACD», — объяснил он.
«Некоторые звуки выдвигаются на передний план, чтобы их было лучше слышно, особенно когда речь идёт о бэк-вокале и дополнительных инструментах».
Скрытые недостатки использования SACD
Скрытые Несмотря на то, что 1-битный формат DSD имеет ряд преимуществ, у него есть и ограничения, на которые не всегда обращают внимание на недостатки использования SACD.
- Проблемы с ультразвуковым шумом
- Производственные ограничения
Проблемы с ультразвуковым шумом
Как уже упоминалось ранее, в этом формате используется так называемое
шумоподавление, чтобы звук DSD был чистым в слышимом диапазоне. Это хорошо для ваших ушей, но не обязательно для вашего оборудования.
Измерения, проведённые Stereophile, показали, что DSD64 теряет динамический диапазон на частотах выше 11 кГц, то есть в верхней части слышимого диапазона шума больше, чем на хорошем компакт-диске. Высокочастотные динамики и усилители могут улавливать этот ультразвуковой шум, что может привести к перегреву, искажениям или нагрузке на вашу систему.
Производственные ограничения
На бумаге DSD выглядит элегантно и просто. В студии всё совсем не так.
Большинство инструментов для создания музыки не работают с 1-битным звуком напрямую. Это значит, что вы не можете выполнять базовые действия, такие как регулировка громкости, применение эквалайзера или микширование нескольких треков в исходном формате DSD. Чтобы обойти это ограничение, инженеры обычно преобразуют звук в PCM, вносят изменения, а затем преобразуют его обратно в DSD.
Это означает, что многие SACD-диски с пометкой «DSD» не являются чисто 1-битными записями от начала и до конца. На каком-то этапе в процесс включается PCM.
Впрочем, в этом нет ничего плохого. Так устроена музыка.
Даже Дэниел Вайс, основатель компании Weiss Engineering, сказал, что если бы SACD изобрели сегодня, то, скорее всего, он бы вообще не использовал 1-битный формат. Он предлагает использовать 6-битную систему, потому что она обеспечивает более широкий динамический диапазон, меньше ультразвукового шума и больше гибкости в процессе производства.
Так почему же SACD иногда звучат лучше?
Оказывается, разница, которую люди часто слышат, связана не столько с 1-битной магией DSD, сколько с мастерингом.
SACD обычно предназначены для более требовательной аудитории, то есть для тех, кто больше заботится о качестве звука. Это значит, что при мастеринге они часто обрабатываются лучше. Инженеры могут использовать меньшее сжатие, сохранять более широкую динамику и уделять больше внимания процессу переноса.
На самом деле мастеринг может иметь большее значение, чем сам формат.
Café Blue Патрисии Барбер — хороший пример. Audioholics сравнили оригинальный компакт-диск 1994 года, обновлённый слой компакт-диска с гибридного SACD и сам слой SACD.
Здесь они обнаружили, что обновлённый компакт-диск уже звучит чище и имеет немного больший динамический диапазон. Но слой SACD добавил немного лоска. Он смягчил края и сгладил переходные процессы, но разница была незначительной.
Некоторые слушатели сочли это улучшением. Другие подумали, что это немного снижает энергичность. И что интересно, слой SACD звучал на 0,7 дБ громче, что могло повлиять на впечатление. Кроме того, даже небольшая разница в громкости может улучшить звучание, поэтому в тестах так важно выравнивать уровни.Как было сказано в одном грубоватом, но точном комментарии на
форумах Stereophile: «Сжатие динамического диапазона определяется инженером по микшированию/мастерингу, а не самим форматом… На большинстве моих SACD-дисков уровень CD-слоя такой же, как и уровень SACD-слоя — никакого дополнительного сжатия. Это другая аудитория».
Значит ли это, что SACD воспроизводит звук лучше, чем обычный 16-битный компакт-диск? Может.
Более высокая пропускная способность, расширенный динамический диапазон и возможность улавливать мельчайшие детали — всё это доступно. Многие слушатели отмечают, что SACD воспроизводят звук более плавно и естественно, без резких переходов, характерных для ранних цифровых форматов.
Но всё равно всё сводится к мастерингу и настройке. Если мастеринг выполнен некачественно или ваше оборудование настроено неправильно, разница между CD и SACD может стать настолько незначительной, что их будет сложно отличить друг от друга.
Не стоит упускать из виду тот факт, что SACD часто обеспечивают более качественное мастеринг-воспроизведение, чем другие форматы.